Не думаю, что кто-то мучается выбором - какую из них взять. Стоят недорого, можно купить обе :) Просто расскажу о своих впечатлениях.
Начну с размеров. Смена 8М заметно выше и длиннее. Да и потяжелее будет - объектив металлический, а Смена 35 почти вся пластмассовая.
На следующем фото пытливый взор может заметить, что объектив Смены 8М выступает несколько дальше, чем у Смены 35. Разница не сильно заметна на картинке, но при покладании камеры в карман куртки вдруг выясняется, что она довольно существенна.
В отличие от Смены 8М на объективе Смены 35 отсутствует шкала глубины резко изображённого пространства и нет резьбы для светофильтра. И ещё, хотя объективы у обеих камер имеют одинаковую маркировку "Т-43 4/40 ЛОМО" их характеристики совпадают не полностью. ГРИП при одинаковых параметрах (диафрагма и дистанция) заметно отличается, причём, не в пользу 35-й Смены. Выигрыш в компактности обернулся некоторыми потерями. Чтобы сравнить, надо заглянуть в инструкцию - там есть таблица глубины резкости. Запомнить всю таблицу простому человеку невозможно. Но есть способ попроще - надо запомнить гиперфокальное расстояние для каждой диафрагмы. Это действительно просто, т.к. их (гиперфокальных расстояний) в нашем случае всего три. При диафрагме f-4 у Смены 35 гиперфокальное расстояние - бесконечность :) ГРИП будет 14,50 - ∞ При остальных диафрагмах гиперфокальное 10м. и 5м. Значения ГРИП в таблице ниже.
f-5,6 | f-8 | f-11 | f-16 | |
10 meters | 5,20 - ∞ | 4,25 - ∞ | 3,50 - ∞ | |
5 meters | 2,20 - ∞ |
И ещё: при f-11 полезное расстояние 3м., обеспечивающее ГРИП 2,50-75,00. В остальном на Смене 35 придётся полагаться на символы и на глазомер.
Смена 8М удобнее в плане определения ГРИП - на объективе имеется шкала. Ну и сама ГРИП значительно шире. При f-4 можно установить глубину резкости от 4м. до бесконечности, при f-5.6 от 3м. до бесконечности, f-8 обеспечивает 2,00 - ∞, на f-11 выставляется глубина резкости 1,50 - ∞, а на f-16 можно сделать глубину резкости 1,10 - ∞
Закончу восхваление Смены 8М упоминанием о том, что у неё в кнопке спуска есть гнездо для спускового тросика. Так вот, у Смены 35 такого гнезда нет, соответственно выдержкой "В" (от руки) воспользоваться скорее всего будет проблематично.
Надеюсь, вы не думаете, что Смена 35 состоит из одних недостатков? В некоторых вещах она таки превосходит свою напарницу. Например, у неё более продуманное расположение рычажка взвода затвора. У Смены 8М рычажок взвода при нажатии на спуск норовит попасть по пальцу, т.к. расположен сбоку объектива. При этом работа затвора тормозится и кадр скорее всего будет испорчен. У 35-ой рычажок расположен сверху и по пальцу не попадёт ни при каких обстоятельствах. Хотя, если постараться...
Ещё плюс: расположенный сверху рычажок возвода хорошо виден в видоискатель и сигнализирует о том, что вы забыли взвести затвор. Ну и сам видоискатель расположен к объективу ближе, чем видоискатель Смены 8М. Это позволяет меньше думать о параллаксе при съёмке на близких расстояниях.
А вот минусы Смены 8М - она изготовлена из красивой блестящей пластмассы, причём, внутренние поверхности тоже отменно блестят. На снимках это проявляется в виде рыхлых засветов по периметру кадра, например, как здесь, в верхней левой части кадра. Чтобы избежать этого рекомендуется мелкой шкуркой обработать края кадрового окна. Ещё я прошёлся шкуркой по поверхности туннеля, через который проходит крепёжный винт. Места обработки на снимке помечены стрелками.
Некоторые в кадровое окно вклеивают шахту из чёрной бархатной бумаги. Я не очень люблю лишние усилия. И так вроде нормально. Только покрасил ещё чёрной акриловой краской. Ходят слухи, что краска сама блестит неплохо. Ну, не знаю. В любом случае, засветы исчезли.
У меня есть ещё одна Смена 8М, более поздняя. Выпущена в начале 90-х. С гламурным розовым тряпочным чехольчиком :) Вот у неё шахта есть, правда, гладкая и я её от греха подальше тоже акриловой красочкой... Кроме чехла удешевление коснулось и корпуса - штативная резьба теперь не металлическая, а пластмассовая.
 
Вот Смена 8М 88-го года (если верить нумеру на корпусе).
 
 
А это Смена 8М 92-го года.
 
 
А вот как у варианта 92-го года выглядит кадровое окно:
 
 
В отличие от этого безобразия у Смены 35 полноценная рифлёная шахта (большой плюс!).
 
 
Всё же с корпусом не обошлось без ложки дёгтя. У Смены 35 "дышит" задняя крышка, т.е. при защёлкивании замка она прилегает неплотно и остается люфт. Красными стрелками показано место, куда я наклеил полоску чёрного поролона, чтобы не было щели. Ещё на задней крышке с внутренней стороны есть желобок по всему периметру. В него я тоже уложил чёрный поролон. Петлю, на которой держится задняя крышка, я изнутри проклеил чёрной изолентой. Всё это потому, что после первой плёнки тоже обнаружились засветы. Теперь вроде нет.
Ну, пора переходить к более серьёзым недостаткам :) Обе Смены 8М пропускали кадры, т.е. на плёнке оказывалось по 6-8 пустых кадров. Пощёлкав затвором при открытой задней крышке я увидел, что у одной из них он срабатывает далеко не каждый раз. У другой это было не так явно и только пустые кадры говорили мне, что не всё в порядке. Отнёс обе в мастерскую где им сделали профилактику затвора. С тех пор проблема исчезла.
У 35-й свои чудеса! При минус пяти замерзает объектив и какая-либо наводка на резкость становится невозможной. Выход такой: заранее (дома) определиться с диафрагмой, выставить для неё гиперфокальное расстояние и в дальнейшем корректировать экспозицию только выдержкой :) А Сменой 8М снимал при минус двадцати, объектив свободно вращался безо всяких проблем. При последней съёмке 35-я ещё выкинула фортель - примерно после 30-го кадра стала очень тугой перемотка. Ещё четыре кадра я кое-как снял и понял, что сейчас порву плёнку! На этом закончил и смотал обратно в катушку. Больше ей не снимал, так что не знаю, это постоянная проблема или разовый глюк.