Расскажу, как сумею... В общем, перво-наперво камеру полагается зарядить плёнкой. Для этого нужно открыть два замка в виде полуколечек на нижней части камеры.
Полуколечки надо поднять и повернуть на 1800. |
Крышку тянем вниз, т.е. туда, куда смотрят поднятые полуколечки. Вид камеры со снятой крышкой. |
В вилку слева вставляем кассету с плёнкой. Свободный конец плёнки заправляем в прорези приёмной катушки. Следим, чтобы зубчики на валике (который рядом с приёмной катушкой) попали в перфорацию плёнки.
Заднюю крышку возвращаем на место и закрываем замки. Пару раз взводим затвор и нажимаем на спуск, чтобы смотать к незасвеченной при зарядке плёнке. После этого выставляем лимб счётчика кадров на ноль.
Далее - камера у нас, как известно, не автоматическая, поэтому полагается самому выставлять экспозицию, т.е. выбрать необходимые для данных условий выдержку и диафрагму. Для этого воспользуемся встроенным экспонометром (если конечно он рабочий).
Проверяется работоспособность (спасибо Тов.Михельсону из клЮба Дальномер) следующим образом: выставляется чувствительность ISO100 (как - см.след.абзац) и окошко экспонометра (зарешеченный квадратик на передней панели камеры - см. первую картинку на странице с рассказом о камере FED-4) наводится в небо, не обязательно ясное, можно и затянутое облаками, только не на солнце! Экспопара (см.ниже, через 2 абзаца) должна быть такая: диафрагма f-8, а выдержка 1/125 или 1/250.
Убедившись, что экспонометр рабочий, выставляем чувствительность плёнки, на которую собираемся снимать. На камере указаны значения в ASA, но это практически соответствует значению ISO. За два бугорочка поворачиваем внутренний диск калькулятора экспонометра (картинка внизу) и устанавливаем напротив красного треугольничка нужное нам значение. В данном случае выставлено ISO 100. Значения делений на шкале чувствительности (если я не ошибаюсь) такие: 20, 25, 36, 40, 50, 65, 80, 100, 130, 160, 200, 250, 320, 400.
Затем вращаем большой внешний диск калькулятора (с насечкой на ребре) и смотрим при этом в окошко рядом с ним. Нам надо совместить красную стрелку калькулятора с белой стрелкой экспонометра, как показано на этих фотографиях.
Теперь на калькуляторе мы видим экспопары, которые подходят для данного освещения. Значения диафрагмы на внутреннем диске калькулятора совпали со значениями выдержек на внешнем диске. Цифры, нанесённые на внешнем диске чёрным цветом, соответствуют дробным значениям выдержки: так "8" означает "1/8" и т.д. Красным - целые секунды.В данном случае диафрагме f-5.6 соответствует выдержка 1/15 сек., а диафрагме f-11 - 1/4. При выборе экспопары надо ориентироваться на то, какой сюжет вы снимаете. Если пейзаж, то необходима большая глубина резкости, для этого подойдут небольшие значения диафрагмы: f-8 или f-11, если снимаете портрет, то большая глубина резкости не нужна, подойдёт диафрагма f-5.6 и соответствующая ей выдержка. В случае, когда значения диафрагмы и выдержки точно не совпадают, т.е. риска с выдержкой оказывается между двумя значениями диафрагмы, я выбираю меньшую диафрагму (большее числовое значение). Например, выдержка оказалась между f-8 и f-11, я выбираю f-11. Дело в том, что любительские плёнки (на которые я в основном и снимаю) прощают погрешности в экспозиции, и лучше немного недодержать. Выбирая в этой ситуации f-8 мы рискуем получить передержанный кадр с излишне яркими цветами. Но в целом, конечно же следует ориентироваться по ситуации. Иногда надо экспонировать подольше - например, тёмный объект на светлом фоне.
Выдержку устанавливаем на головке выдержек (но только после взвода затвора). Тянем её вверх и в поднятом положении вращаем до совпадения стрелки на головке с нужной нам выдержкой. Важно помнить, что с выдержки 1/30 на 1 сек. переключиться нельзя! При попытке сделать это, сломаете механизм. Т.е. порядок установки такой: 1сек, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, "B"(произвольная), 1/30. Ещё раз: между 1/30 и 1 сек. перехода нет. При установке выдержек 1/15 и длиннее, головка установки вращается с ощутимым сопротивлением механизма замедления, которое сопровождается небольшим "вжиком".
Диафрагму устанавливаем, вращая переднее кольцо на объективе. Значение должно совпасть с меткой. На фото ниже выставлена диафрагма 11:
После выбора экспопары необходимо сфокусироваться на объекте съёмки. Первым делом, вращая кольцо с насечкой вокруг окуляра видоискателя, подстраиваем видоискатель под своё зрение, т.к. он имеет диоптрийную коррекцию. Затем наводим камеру на объект съёмки и глядя в видоискатель, вращаем кольцо установки расстояний на объективе (ближнее к "телу" камеры). При этом смотрим на жёлтый кружочек в центре видоискателя. Изображение в нём при вращении кольца объектива в разные стороны будет то сдваиваться, то сливаться. Когда картинка в кружочке совпадёт, то это означает, что резкость наведена. Удобно наводиться по какому-нибудь вертикальному элементу объекта съёмки.
В процессе съёмки следим за количеством оставшихся кадров, т.к. сгоряча рычагом можно вырвать окончившуюся плёнку из катушки. После окончания съёмки нужно перемотать отснятую плёнку обратно в катушку. Для этого необходимо слегка утопить кольцо, расположенное вокруг спусковой кнопки, и повернуть его в сторону буквы "B". Это освободит блокировку обратной перемотки.
Вращая диск обратной перемотки, расположенный на боковой поверхности камеры ниже калькулятора экспонометра, сматываем плёнку обратно в катушку. Об окончании перемотки будет свидетельствовать более лёгкое вращение диска. Вот он, этот пыточный диск.
Потом открываем замочки снизу, снимаем крышку, вынимаем плёнку и несём её в лабораторию или проявляем сами (кому что нравится). Желаю хороших снимков! Если что забыл отразить - вопрошайте в гостевой. Или напишите мне письмо. Вернуться на главную или к аппаратуре.